MANGUP

Понедельник, 29.04.2024, 12:14
Вы вошли какГость | Группа "Гости"Приветствую ВасГость








Главная

Регистрация

Вход

RSS

О сайте


 



   Мангуп самой природой создан быть крепостью. Гора-останец с плоским плато площадью 90 га, с источником воды, которую дает скала, конденсирующая атмосферную влагу даже в засуху в столь мощный поток, что при турках на горе устроена была баня – все это уникально даже для Крыма. Неудивительно, что еще в бронзовом веке на Мангуп пришли первые обитатели, были здесь и тавры. С 3 в по РХ население горы (тогда еще не крепости) все возрастает. Насельцами были готы, которые пришли в Причерноморье именно в это время. Повоевав с Римской империей, готы постепенно сели на землю, окультурились, стали искренно считать себя греками, а уже в конце 4 в скрывались на Мангупе от кочевников-гуннов. Рим в то время почти ничем не мог помочь крымским готам, если бы и хотел. 

  О раннем периоде истории горы Мангуп повествует надпись, найденная совсем недавно в руинах Большой базилики. Эта находка пока не достаточно оценена. На мраморной плите нанесено 23 строки, в которых чествуется некий человек, который, когда страну постигла засуха, прошел через вражеские земли и добыл хлеб для сограждан. Он также за свои деньги организовал посольство к наместникам Мезии Сабину и Элиану, и добился от них исполнения большинства просьб. Видимо, речь шла опять о хлебе, поскольку ниже сказано, что покупать его гражданину пришлось за свои деньги. Как раз, когда он был у наместников, разразилась война с сарматами, и гражданин сообщил римлянам все, что знал об их планах. Вернувшись от римлян, он поехал к варвару Уабию и к "величайшим царям Аорсии", но, видимо, это были варвары, союзные Риму. Декрет датируется I в по РХ, так, "война с сарматами" отождествляется с волнениями 62 г. Считается, что камень был принесен на Мангуп из какого-то полиса, но какого, когда и зачем? По языку вроде бы подходит Ольвия (в Херсонесе говорили на другом диалекте), но что за смысл тащить плиту, чтобы уложить ее в базилику, так издалека? Публикаторы надписи (а она анализировалась два раза) ответа не дали. Есть по крайней мере два варианта: либо надпись все-таки происходит из Херсонеса, и тогда видно, что при строительстве базилики на Мангупе в 6 веке часть стройматериала доставили оттуда, либо надпись была в самом начале поставлена на Мангупе. Можно только фантазировать, какое отношение имел Мангуп к этим событиям. Может, "величайшие цари Аорсии", в частности, Уабий, жили на Мангупе, и пожелали иметь копию почетного декрета в честь гражданина Ольвии, с которым их связывали дружеские отношения? Или сам этот человек был вовсе не из Ольвии, а с Мангупа? Но тогда придется пересмотреть всю раннюю историю Мангупа и дать ответ, почему там нет более внушительных остатков этого времени. Впрочем, мысль о том, что Мангуп основательно обживается не ранее 6 в, которую сегодня активно проводят в многочисленных работах, стоит, вероятно, отбросить. Хотелось бы обратить внимание [сб. Феодальная Таврика, Киев, 1974, с. 123 сл], что на городище часты находки позднеантичной посуды, найдена также монета императора Феодосия I (379-395 гг), из той самой серии, что, очевидно, чеканилась или в самом Херсонесе, или для него в Константинополе. Это говорит о том, что уже с 4 века как минимум на Мангупе живут люди, включенные в орбиту экономических связей с Херсонесом. Собственно, и Юстиниан не стал бы строить базилику и стены на совершенно необжитом месте.

Император Юстиниан (517-565 гг) захотел и смог возродить былую мощь Римской империи. Для союзных готов на Мангупе строится крепость. Видимо, это случилось ближе к 565 году, поскольку о Мангупе не говорится в архитектурной энциклопедии "О постройках”, написанной около 550 г. Крепость назвали "Дори” (название Мангуп появилось много позже). Готы должны были прикрывать Херсон, главный византийский город Крыма, с севера, и участвовать в его экономической жизни.

   Но уже с конца 7 в Империя слабеет. Херсон лишь формально остается в ее границах. Однако, готы-греки в "стране Дори” хранят верность Херсону, потому что, работая вместе с ним, они могут зарабатывать немалые деньги. Этот период можно считать временем существования в Крыму полунезависимого государства с центром в Херсоне и с такими крепостями по периферии, как Дори.

   Вторжение хазар в 8 в ненадолго прервало естественный ход жизни. Стали ли хазары занимать Мангуп? С одной стороны, восстание против них 787 года было вызвано именно тем, что они штурмом взяли Дорос, в котором видят Мангуп. С другой, А. Герцен пишет, что в 840 году хазары ремонтировали стены Мангупа, как будто это была их крепость (при этом исследователь ссылается на данные своих раскопок и на письменные источники). Таким образом, хазары могли сначала захватить Мангуп, потом посадить туда покорного феодала. Но, когда феодал стал непокорным, применить против него силу. Как полагают некоторые, именно из языка хазар взялось само слово "Мангуп”, которое, конкурируя с другими именами, с турецкого времени становится единственным названием этого места.

   Около 10-11 вв жизнь в Дори, как принято считать, внезапно замирает. Причины этого совершенно загадочны, говорят даже о том, что виновато землетрясение. Причиной могли быть и гражданские войны в пределах Херсонского квази-государства. Известно, что в правление императора Феофила Константинополь восстанавливает свою власть над Херсоном. Это не обошлось без насилия. С другой стороны, можно предположить, что вхождение Херсона в орбиту Ромейской империи стабилизировало обстановку, и крепость стала не нужна. Люди предпочитали жить у подножия Мангупа. Стены юстиниановского времени медленно ветшали. В то же время еще в 70-е годы археологи не видели этого "темного" периода Мангупа и, датируя свои находки, свободно помещали их в 11-13 вв. Очевидно, за последние 20 лет резко поменялась шкала датировки керамики, что сразу вызвало специфическую лакуну в истории Мангупа. Шкала может поменяться еще не раз, а значит, коренным образом поменяется и представление об истории Мангупа. Там, где нет письменных источников, приходиться опираться на арехологию, которая только на первый взгляд очень уж объективна.

   Новый поворот приносит 1204 год, когда Константинополь захватывают крестоносцы. Для греческого мира это стало сигналом к консолидации сил. Греки, жившие в горных местностях (мы уже говорили, что это были за "греки”), собираются в кучку и основывают княжество Феодоро, столицей которого и стал покинутый было Мангуп, который его жители называли тогда то "Мангуп”, то "Феодоро”. Когда это случилось, точно не известно, но задолго до того, как о "хане манлопском” Дмитрии впервые говорится в связи с событиями 1363 года (вместе с владетелями Солхата и Кырк-Ора он выступает против литовского князя Ольгерда). Факт, что Ногай в 1299 то ли не смог взять Мангуп, то ли там нечего было "брать”. Значит, к тому времени город был уже хорошо укреплен. Эски-Кермен был разорен Ногаем и больше не возрождался. Вероятно, это спровоцировало перенос всей жизни на Мангуп, вместе со столичными функциями. В Мангупе есть надпись от 1362 года о строительстве "Пойки”, в которой видят цитадель Феодоро.

   Долгое время считалось, что княжество Феодоро не знало своей монеты. Но в 1998 году московский нумизмат А. Коршенко показал, что разряд крайне редких монет, находимых только на Мангупе, скорее всего, есть валюта этого княжества. Вы не встретите на этих монетах имен князей Феодоро - они подражают греческим, но нумизмат на то и нумизмат, чтобы понять, где его дурят. 

   Подвергшись разгрому со стороны Тамерлана около 1395, Мангуп настолько быстро поднялся, что в 1399 уже дает отпор Едигею, который взять его не смог. В 15-м веке город и княжество переживают расцвет. Княжество сотрудничает с улусами Орды, потом с Крымским Ханством Гиреев, и воюет с генуэзцами. Все кончилось для греков в конце мая 1475 года, когда на Южнобережье высадились турки. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала достойное сопротивление. Осада началась в июле и длилась полгода. Даже когда турки прорвались через внешнюю стену, цитадель еще продолжала сопротивляться, и защитники устроили даже кузницу прямо во дворце, где делали оружие. На помощь Мангупу пришли молдаване, готовили отряд венгры, русский князь Иван III собирался помочь – пусть не войсками, так устрашением – женить своего сына на феодоритской княжне, и тем самым припугнуть турок. На Мангуп собрался с визитом посол московского князя А. Старков. Но, видимо, не успел.

   О завоевании Мангупа повествует турецкий источник, недавно лишь найденный и опубликованный, созданный в 1476 году. Сочинение блестяще написано: "Паруса наполнились воздухом. С позволения Аллаха двинулись в путь. Поверхность моря залилась светом лучей ислама. 70 тысяч завоевателей-суннитов днем и ночью, ночью и днем продвигались по морю. В один из дней они вошли в порт Кефе". Кафа сдалась сама, а вот Мангуп покоряться не хотел. Впрочем, правитель Мангупа уже выехал навстречу завоевателям, чтобы сдаться, а его противник затворился в крепости и решил дать бой. Царь из стана турок умолял крепость сдать, феодориты в ответ грозились выгнать из Мангупа оставшихся там его родственников. Ахмед паша понял, что крепость штурмом не взять. Он оставил немного людей для осады. Защитники, увидев, что основные силы отступают, сделали вылазку, но сил оставшегося осадного гарнизона хватило, чтобы прорваться в незапертые теперь ворота и занять крепость. В дополнение к этому источнику Челеби сообщает, что турки ходили на крепость семь раз, положив несколько тысяч человек, и главнокомандующего сняли с должности, поскольку он погубил так много солдат. Специалисты по военному делу выделяют три фазы осады Мангупа.

  Захватив Мангуп в декабре 1475, турки в самом начале 16 в превращают его в сильную крепость, и оставляют лишь в 1774 году. Правда, после большого пожара 1592 года Мангупская крепость пришла в упадок и уже не восстанавливалась в прежнем величии. Есть мнение, что здесь жил гарнизон солдат-христиан, которые воевали в армии Крымского хана, составляя особый пехотный полк, вооруженный огнестрельным оружием. Правда, в статье Гайворонского нет никаких аргументов, что солдаты жили именно на Мангупе, но автор в это почему-то верит. В 1666 году турецкий путешественник Челеби не видит тут "никаких строений, кроме мечети с каменным куполом, перестроенной из храма, крытого черепицей, а также колодца с крышей", сам замок не в счет. В замке при Челеби хранилось оружие и амуниция. Крепость Челеби нашел всегда закрытой, ключи у коменданта, и - ни одного человека внутри цитадели. За пределами оной люди были; вместе с турецкими солдатами на Мангупе жили греки (для которых работала старинная церковь), и караимы-евреи, потомки хазар. Когда Крым захватила Россия, Мангуп опустел (караимам разрешили выехать, куда они пожелают, что было им прежде запрещено, и они разъехались по империи, а греков переселили в район Азова). И уже в начале 19 в восторженный путешественник восклицал – "прочь отсюда, ведь нет ничего страшнее, чем неудовлетворенное любопытство”. Действительно, здесь не оставалось уже никого, кто помнил историю города.

Предположения:

Когда готы поселились в горах Тавриды, точно не известно, но, вероятно, гунны загнали их сюда, а в частности на Мангуп. Нет сомнения в том, что на Мангупе и до готов было поселение, и можно быть уверенным, что во время Скилура и Палака (II-I в. до Р.Х.) это удобнейшее место для самообороны было крепость, как крепости Неаполись, Палакион, Хавы и др. Тавры, исконные обитатели близких к морю областей, бесспорно, и здесь имели свое поселение. Обилие роскошной ключевой воды на самом Мангупе, обилие лесов, окружающих Мангуп, с разнообразной четвероногой и крылатой дичью, безопасность от врага, легкость устройства жилищ в мягких скалах Мангупа невольно заставляют думать, что доисторическому человеку не нужно было искать более удобного места, чем Мангуп. Итак, нам представляется, что Мангуп искони должен был быть обитаем. Изыскания необходимы не только на его площади, но и в ущельях его.



Литература

Т. Фадеева. Тайны горного Крыма. Симферополь, 2001. Книгу можно достать везде. Изложение просто, но изобилует принятыми в науке штампами.

Э. Челеби. Книга путешествий. Симфеорополь, 1996. На стр. 88 дано описание Мангупа по состоянию на 1666 год.

Н. Бармина. Мангупская базилика в свете некоторых проблем крымского средневековья. // Сб. Византия и средневековый Крым, Симферополь, 1995.Статья о погребениях возле базилики, из которой читатель, даже подготовленный, не извлечет ровным счетом ничего нового.

А. Виноградов. Надписи княжества Феодоро в фондах Херсонесского музея. Сб. Причерноморье в средние века, СПб, 2000. Статья маститого ученого, показывающая, на каком низком уровне находится эпиграфическое исследование мангупских надписей.

Хайбуллаева Ф. Новый турецкий источник по истории Крыма. Герцен А. По поводу публикации турецкого источника о завоевании Крыма. // Сб. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии, т. 8, Симферополь, 2001. Крайне важные статьи, которые непременно советуем отыскать.

Е. Веймарн и др. Археологические исследования столицы княжества Феодоро // Сб. Феодальная Таврика, Киев, 1974 год. Очень добротная работа.

Д. Пономарев. Данные палеопатологии в интерпретации погребально-поминального обычая... // Бахчисарайский историко-археологический сборник, Симферополь, 2000. Автор приводит сведения о том, что жители Мангупа страдали полиомиелитом, а также всю жизнь не могли избавиться от полученного в детстве вывиха плеча.

А. Гайворонский. К вопросу о христианских подразделениях в армии Крымского ханства // Бахчисарайский историко-археологический сборник, Симферополь, 2000.

И. Пиорро. Крымская Готия. Киев, 1990

Основание государства Феодоро

12 апреля 1204 года армия участников IV крестового похода взяла штурмом Константинополь. Крестовые походы, которые по замыслам их организаторов должны были послужить делу освобождения Святой Земли и Гроба Господня от мусульман, в итоге обратились против столицы Православной Византийской Империи.
История тысячелетнего Христианского Царства подошла к концу. Однако крестоносцам так и не удалось захватить всю территорию Византии. Повсюду им оказывалось ожесточенное сопротивление. Большая часть малоазиатских провинций, западные регионы Балкан и Таврика не признали власти новоявленного латинского императора Константинополя.
Владения Византии в Северном Причерноморье попали в зависимость от Трапезундской империи – государства с центром в Трапезунде (современный Трабзон), созданного внуками грозного императора Андроника Комнина Алексеем и Давидом при помощи грузинской царицы Тамары. Административно они были объединены в провинцию Ператеа (Заморская).
Правителем этой провинции был назначен византийский аристократ Феодор II Гаврас – выходец из знатного восточного рода, находившегося в родстве с императорской династией Комнинов.
Трапезундская империя вскоре оказалась втянутой в неудачные войны с сельджуками и Никейским царством, утратив контроль над отдаленными заморскими провинциями. В результате византийский губернатор в Таврике превратился в самостоятельного правителя, принявшего титул «Господина Готии».

Первые князья

XIII век


В 20-х годах XIII века правитель Готии из рода Гаврасов восстановил крепость на горе Мангуп, которая была назван в честь покровителя династии Святого Феодора Гавраса Стратилата (+1098) – крепостью Святого Феодора. Когда на Таврику обрушились сначала сельджуки, а затем монголы центр политической жизни был перенесен на Мангуп, так как неприступная горная крепость оказалась лучшим местом для резиденции правителя области, чем неоднократно разоренные татарами старые византийские центры Херсон (на территории современного Севастополя) и Сугдея (современный Судак).

После создания в середине XIII столетия Золотой Орды византийские анклавы в Таврике: Феодоро, Херсон, Сугдея и попавший под власть аланских князей Боспор (современный Керчь) получили статус, аналогичный статусу русских княжеств. Их правители платили дань и получали ярлыки в Орде, пользуясь, однако относительной внутренней самостоятельностью.

 

 

Во второй половине XIII века в Таврике появились генуэзцы, получившие по договору с восстановленной Византией право на торговлю в Черном море. Они основали город и порт Кафу на месте древнего аланского поселения Ардабда (современная Феодосия).

Феодора, правительница Сугдеи

XIV век

Итальянские купцы стремились монополизировать торговлю на Черном море. Где силой, где подкупом, генуэзцы расширяли свои торговые привилегии, осуществляя экономическую и политическую экспансию на местные территории. В 1318 году они открыли свое консульство на Боспоре, построив в сердце аланского архоната крепость Черчио. В 40-х годах XIV века отняли у «гордых, алчных и несогласных между собой греческих архонтов» важный порт Симболон (ныне часть Севастополя - Балаклава). После победы над Византией в войнах 1347-48 и 1350-52 гг, генуэзское консульство было создано в Херсоне, греческим кораблям было запрещено заходить в этот город. Наконец, в 1365 году при помощи татарского темника Мамая они овладели главным византийским городом на побережье – Сугдеей.

 

Крепость в СудакеВоспоминания об этом периоде войн с генуэзцами сохранилось в героическом эпосе о базилиссе (правительнице) Сугдеи Феодоре Палеологине, погибшей от рук генуэзцев. Православная церковь причислила ее к лику святых под именем Феодоры царицы-инокини Сурожской.

 

Армянская летопись о событиях 1365 года:


«(Это было) время многих волнений, потому что со всей страны от Керчи до Сарукермана здесь собрали скот и людей, и находился Мамай в  Карасу с бесчисленными татарами, и город в страхе и ужасе».

 









фреска из средневекового храма в массандре

Легенда о Феодоре:

«Темной глубокой ночью изменник через железные ворота провел вражью рать в тайный подземный ход, проходивший подо всей горой до самой вершины ее, где тогда стояла крепость, из обитателей крепости ни один человек не вышел живым. В этой предательской бойне пала сраженная вражеским мечом Феодора. Но смерть ее слишком дорого обошлась врагам: менее четвертой части тех, что входили в подземный ход, вернулись на свои корабли, чтобы отпраздновать победу».

Джихад Тамерлана

В 1380 году представитель правящей в Феодоро династии Косьмас Гаврас вместе с другими знатными феодоритами принял участие в битве на Куликовом поле в армии Дмитрия Донского в противовес генуэзцам, которые поддержали Мамая.


мангупВ последнее десятилетие XIV века крымский полуостров оказался в зоне активных боевых действий между ханом Золотой Орды Тохтамышем и правителем Мавераннахра Тимуром (Тамерланом). Последний выступил под лозунгом «джихада» - священной войны против неверных, сопровождавшейся массовым геноцидом христианского населения. Были почти поголовно истреблены кавказские аланы, погибли процветавшие христианские общины Закавказья и Ближнего Востока, христианские города Таврики были разорены, а их население вырезано. На рубеже XIV-XV века столица Феодоро – Мангуп лежал в руинах.

 

 

 

 

 

В последнее десятилетие XIV века крымский полуостров оказался в зоне активных боевых действий между ханом Золотой Орды Тохтамышем и правителем Мавераннахра Тимуром (Тамерланом). Последний выступил под лозунгом «джихада» - священной войны против неверных, сопровождавшейся массовым геноцидом христианского населения. Были почти поголовно истреблены кавказские аланы, погибли процветавшие христианские общины Закавказья и Ближнего Востока, христианские города Таврики были разорены, а их население вырезано. На рубеже XIV-XV века столица Феодоро – Мангуп лежал в руинах.

Турецкий историк Печеви о завоевании Крыма войсками Тимура:

«В Крым прошли несметные войска Тимура и эти населенные владения, попранные копытами скотов грабительского войска татарского, сравнялись с землей…В Крыму бродили одинокие группы и толпы татар, занимавшиеся грабежом».

Из поэмы «Описание города Феодоро» иеромонаха Матфея (конец XIV века):

«Расскажу тебе о моих утратах,
о войнах и ужасах, о боевых порядках,
о племенах, полные семь лет окружающих,
о массах неисчислимых, об агарян полках,
и об убийствах и дрожаниях внутренних и внешних,
о нашествия и засадах, о ржании коней».


Посвятительная надпись конца XIV века на Мангупе в честь неизвестного лица:

" ... десять запряжек волов и погонщика убили и... услышал, против варваров поднял от мала до велика и преследовали их до ...(название местности) .... Богохранимой крепости Феодоро и гнали и рубили до Зазале(?)...частей(?) 68.. года."

Расцвет и гибель государства Феодоро



XV век

Возрождение Феодоро связано с именем князя Алексея I  (1402-1434). Буквально за несколько лет ему удалось отстроить крепость на Мангупе, вернуть под свой контроль горные области Готии и собрать силы для того, чтобы бросить вызов генуэзской "Империи Газарии".


сюйреньская крепостьВ 20-х-40-х XV века феодориты смогли отбить у генуэзцев важные приморские крепости и подорвать итальянскую торговлю в Причерноморье. Принадлежавший Феодоро порт Авлита (на месте современного Севастополя) стал одним из крупнейших торговых центров на Великом шелковом пути.

 

 

 

Константин Драгаш

Правители Феодоро состояли в родственных связях с императорами Византии и Трапезунда, московскими великими князьями, правителями Крымского ханства и Молдавии.


В 1425 году по завещанию византийского императора Мануила II таврические провинции были переданы его четвертому сыну Константину Драгашу, впоследствии последнему императору Византии Константину XI, героически погибшему во время осады Константинополя турками.

После захвата турками Константинополя (1453), Мистры (1460) и Трапезунда (1461) Феодоро осталось последним государством «византийского мира», сохранившим политическую независимость. Византийцам удавалось удерживаться в Крыму еще в течение 22 лет после гибели Империи. В 1475 году в Крым была организована военная экспедиция под командования великого визиря Гедик Ахмеда. Генуэзцы и татары капитулировали сразу же. На полуострове только феодориты оказали достойное сопротивление туркам. Несмотря на колоссальный численный перевес, они осаждали Мангуп 5 месяцев. Наконец, на исходе года им удалось ворваться в город. Столица княжества Феодоро пала. В Северном Причерноморье наступила 300-летняя эпоха турецкого господства.

Материал с сайта  http://graal.org.ua

  


Календарь событий
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Форма входа
Maпa
Поиск
MANGUP.TV
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Block Title